Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф107958
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости принятия отдельного указа Президента РФ о моратории на смертную казнь либо о принятии федерального закона о моратории на смертную казнь или об отмене смертной казни

Необходимо принятие отдельного указа Президента РФ о моратории на смертную казнь, предусматривающего порядок замены смертной казни другими наказаниями во время действия моратория и другие правила действия моратория, либо о принятии федерального закона о моратории на смертную казнь или об исключении из УК РФ и других законодательных актов РФ положений о наказании в виде смертной казни, учитывая отсутствие отдельных указа Президента РФ или федерального закона о моратории на смертную казнь, при наличии подобных законодательных актов во многих странах мира, предусматривающих или предусматривавших мораторий на смертную казнь, включая Таджикистан, ПМР и Абхазию, и нахождение на рассмотрении в ГД ФС РФ законопроектов о моратории на смертную казнь и об отмене смертной казни, учитывая отмену смертной казни за преступления террористического характера, сопряженные с убийствами, ФЗ от 30 декабря 2008г. N 321-ФЗ, при ее сохранении за квалифицированное убийство (ч. 2 ст. 105 УК РФ) и многие другие особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ), положения протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и его основных свобод, подписанного РФ и предусматривающего отмену смертной казни в мирное время, т.к. РФ не прекращает своего участия в указанном Протоколе, и положения ч. 2 ст. 20 Конституции РФ 1993 года, предусматривающие постепенную отмену смертной казни и ее временное сохранение только за преступления против жизни.
Указ Президента РФ от 16 мая 1996г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" не является отдельным указом Президента РФ о моратории на смертную казнь, поскольку он не предусматривает введения моратория на смертную казнь и правил его действия, а выход РФ из Совета Европы с 2022 года может исключить его дальнейшее действие.
Указ Президента РФ от 16 мая 1996г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" содержит следующий текст:
"В соответствии с рекомендациями Парламентской Ассамблеи Совета Европы и с учетом положений статьи 20 Конституции Российской Федерации о временном характере применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни постановляю:
1. Правительству Российской Федерации в месячный срок подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу № 6 от 22 ноября 1984 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
2. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить принятие Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
обсудить при рассмотрении проекта Уголовного кодекса Российской Федерации вопрос о сокращении составов преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации в 3-месячный срок подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о приведении условий содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, в соответствие с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций.
4. Рекомендовать Генеральному прокурору Российской Федерации усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
16 мая 1996 года
№ 724"
Поэтому необходимо принятие отдельного указа Президента РФ о моратории на смертную казнь или о принятии федеральных законов о моратории на смертную казнь или об отмене смертной казни, а учитывая большую юридическую силу федеральных законов, необходимым является принятие федерального закона о моратории на смертную казнь или об отмене смертной казни после принятия указа о моратории на смертную казнь или о необходимости принятия указанных федеральных законов.
Положения Конституции РФ не препятствуют отмене смертной казни. Правила замены смертной казни в порядке моратория отсутствуют, а возможность замены любому осужденному смертной казни пожизненным лишением свободы или сроком лишения свободы, превышающем 15 или 20 лет, предусмотрена в УК РСФСР 1960г. (с 1992 года (в части права на замену смертной казни пожизненным лишением свободы)), УК РФ и УК ДНР (в части права на замену смертной казни пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет) только в порядке помилования, а в случаях любой отмены смертного приговора судом наиболее строгое наказание не может превышать 15 лет лишения свободы по УК РСФСР 1960г. и 20 лет лишения свободы по УК РФ или ДНР, если не назначено пожизненное лишение свободы, предусмотренное нормами УК РФ или ДНР, и отсутствует совокупность преступлений или приговоров (совершение любого количества убийств или иных преступлений, квалифицируемых по одной норме Особенной части УК (ч. 2 ст. 105, ст. 317, 357 и ряд других норм УК РФ, а также соответствующие нормы УК ДНР и РСФСР), не образует совокупности преступлений).
Согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ и ч. 4 ст. 58 УК ДНР смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. При этом помилование может быть применено и против воли осужденного к смертной казни, при отказе Президента РФ или Главы ДНР (до вступления ДНР в состав РФ) от удовлетворения акта об отказе осужденного от помилования.
В УК РСФСР 1960г. право на замену в порядке помилования смертной казни сроками лишения свободы, превышающими 15 лет (до 20 лет) было введено в 1986 году, а право на ее замену пожизненным лишением свободы - в 1992 году.
Право на замену в порядке помилования смертной казни лишением свободы на срок 25 лет введено в УК РФ с 1997 года и в УК ДНР с 2014 года.
ФЗ от 30 декабря 2008г. N 321-ФЗ наказание в виде смертной казни было отменено за совершение терроризма (ст. 205 УК РФ), захвата заложников (ст. 206 УК РФ) и диверсии (ст. 281 УК РФ), сопряженных с убийством, путем исключения убийств, сопряженных с совершением вышеуказанных преступлений из общей нормы УК РФ об убийстве (ст. 105) и включения их в перечень особо квалифицирующих признаков соответствующих видов преступлений (ч. 3 ст. 205, ч. 4 ст. 206 и ч. 3 ст. 281). При этом в качестве особо квалифицирующего признака в ч. 3 ст. 205, ч. 4 ст. 206 и ч. 3 ст. 281 УК РФ предусмотрено не совершение данных преступлений, сопряженное с убийством, а их совершение, повлекшее умышленное причинение смерти человеку, что отражает недостатки юридической техники, используемой при подготовке данного ФЗ, поскольку термин "повлекшее" используется при указании на неосторожною форму вины к наступившим последствиям, а умышленное причинение смерти человеку является определением убийства (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Поэтому более правильно указать данный признак как преступление, сопряженное с убийством.
ФЗ от 30 декабря 2008г. N 321-ФЗ был направлен на отмену суда присяжных по делам о преступлениях террористического характера, поэтому им предусматривалась отмена смертной казни за соответствующие преступления, при этом в случае наличия совокупности данных преступлений и преступлений, предусматривающих смертную казнь, согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ, будет необходимо соблюдение права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Частичная отмена смертной казни ФЗ N 321 повлекла нарушение принципа справедливости, учитывая сохранение смертной казни за убийство двух или более лиц и убийство одного человека, совершенное при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также за посягательство на жизни лиц, указанных в ст. 277, 295 и 317, при ее отмене за совершение убийств, сопряженных с совершением более опасных преступлений террористического характера. ФЗ от 4 мая 2014г. N 130-ФЗ и ФЗ от 6 июля 2016г. N 375-ФЗ не внесли необходимых изменений при общем усилении ответственности за совершение преступлений террористического характера.
ФЗ от 6 июля 2016г. N 375-ФЗ введена отдельная ответственность за международный терроризм (ст. 361 УК РФ), но за данное деяние не предусмотрена смертная казнь. Наличие наказания в виде смертной казни в санкции соответствующей нормы Особенной части УК означает право суда на его назначение любым лицам, которым оно может быть назначено, совершившим преступление, предусмотренное соответствующей нормой, в случае отмены моратория на назначение или исполнение смертной казни, а его отсутствие в санкции соответствующей нормы означает невозможность его назначение в случае отмены указанного моратория.
В случае если оно было вновь введено в норму до отмены моратория, его назначение возможно только лицам, совершившим соответствующие преступления после его введения в действие новым законом, согласно принципу обратной силы закона (ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ).
Поэтому возвращение смертной казни за преступления террористического характера не повлечет назначения данного вида наказания лицам, совершившим данные преступления до вступления в силу соответствующего закона, и не будет способствовать соблюдению принципа справедливости в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, за которые предусмотрена смертная казнь, до вступления такого закона в силу.
Несправедливое распределение наказания в виде смертной казни встречалось в законодательстве России, СССР и ряда других стран (Ватикан, Великобритания, Кипр, Новая Зеландия и др.). При этом смертная казнь отменялась, без ее отмены за все преступления, за общеуголовное убийство и другие общеуголовные преступления (хищения, поджоги и др.), но за преступления, сходные по признакам с преступлениями террористического характера, предусмотренными УК РФ, как правило, всегда предусматривалась смертная казнь, при ее наличии в законодательстве конкретного государства.
В законодательстве большинства стран мира, в УК которых сохранена смертная казнь, она предусмотрена за преступления террористического характера, сопряженные с убийством.
В УК Казахстана 2014г. наказание в виде смертной казни сохранялось до 2022 года только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании (ч. 1 ст. 47).
В настоящее время в Казахстане смертная казнь полностью отменена.
Смертная казнь отменена в Южной Осетии с 2007 года, несмотря на действие в Южной Осетии УК РФ.
Смертная казнь с 2020 года была введена в УК Абхазии за незаконный сбыт наркотических средств или психотропных веществ и ее исполнение планировалось с 2020 года, но в Абхазии сохраняется мораторий на смертную казнь, и она заменяется пожизненным лишением свободы.
Смертная казнь была введена в ЛНР и ДНР в 2014 году, но с 2015 года отменена в ЛНР, а с 2022 года в ЛНР и ДНР действует мораторий на назначение и исполнение смертной казни, учитывая отмену положений УК ЛНР и ДНР и обязательность положений УК и иного законодательства РФ после вступления ЛНР и ДНР в состав РФ.
В законодательстве пяти государств (Бразилия, Израиль, Перу, Сальвадор и Чили) наказание в виде смертной казни сохранено только за особо тяжкие преступления, совершенные в исключительных случаях (в частности, в военное время). Из законодательства большинства стран Европы и СНГ, а также значительного числа других стран мира исключено наказание в виде смертной казни.
В России до 1917 года, в Великобритании с 1964 по 1998 год, на Кипре с 1983 по 2002 год и в ряде других стран смертная казнь была отменена сначала за убийство, а затем за другие преступления.
Отмена смертной казни сначала за большинство или за все виды убийств, а затем за все преступления нарушает принцип справедливости и не способствует борьбе с преступностью, поскольку убийство является основным наиболее тяжким преступлением, нарушающим право человека на жизнь и позволяющим скрыть другие преступления, за совершение которого справедливо предоставление суду права на назначение виновному лицу высшей меры наказания, предусмотренной уголовным законом. Поэтому если такой мерой наказания является смертная казнь, необходимо ее установление за наиболее тяжкие виды убийств, в частности, за массовые убийства, совершенные при геноциде или других особо тяжких преступлениях, посягающих на жизнь человека. В противном случае необходима полная отмена смертной казни для исключения случаев ее назначения лицам, не имеющим склонности к тяжким насильственным преступлениям, или случаев совершения убийств в целях сокрытия преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь.
Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо. При этом согласно ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, и не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, либо лицу, выданному РФ иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.
Согласно Протоколу N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS N 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.), который подписан РФ, но не ратифицирован, смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1). Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства (ст.2).
Согласно Протоколу N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни при любых обстоятельствах ETS N 187 (Вильнюс, 3 мая 2002 г.), в котором РФ не участвует, смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1).
Согласно Второму факультативному протоколу к Международному пакту ООН о гражданских и политических правах ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства — участника настоящего Протокола, не подвергается смертной казни.
Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (ст. 1).
Согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Поэтому смертная казнь в УК РФ является временной мерой наказания, которая должна быть отменена независимо от членства РФ в Совете Европы, при этом не указан конкретный срок, по истечении которого смертная казнь подлежит отмене.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" запрещено назначение смертной казни до введения во всех субъектах РФ судов с участием присяжных заседателей.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя РФ, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции РФ, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей. Данные акты Конституционного Суда РФ являются единственными актами, юридически устанавливающими мораторий на назначение и исполнение смертной казни в РФ, поскольку в РФ отсутствуют указ Президента или федеральный закон о введении соответствующего моратория, которые приняты в большинстве стран, вводящих мораторий на смертную казнь, что нелогично и требует законодательного урегулирования.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 N 1344-О-Р фактически отменяет смертную казнь, поскольку оно не предполагает возвращения к праву суда на ее назначение.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости исключения наказания в виде смертной казни из законодательства РФ для соблюдения ч. 2 ст. 20 Конституции РФ и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ, поэтому ее исключение из норм УК РФ о преступлениях террористического характера следует считать очередным шагом законодателя к полной отмене смертной казни, который был сделан с нарушением принципа справедливости и должен привести к полной ее отмене. Необходимость отмены смертной казни в РФ следует из многочисленных ограничений на ее применение, установленных УК РФ (пол и возраст осужденного, его вменяемость, сроки давности привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение приговора суда и т.п.), исключающих применение смертной казни ко всем лицам, представляющим повышенную общественную опасность, и порядка исполнения наказания в виде смертной казни в РФ и значительном числе других стран, законодательство которых предусматривает наказание в виде смертной казни (США, Японии, КНР, Вьетнама, Индии и др.), влекущего длительное содержание приговоренного в тюрьме до решения вопроса о приведении в исполнение смертного приговора или помиловании, которое оказывает очень сильное психологическое воздействие на осужденного и влечет такие же финансовые затраты государства на его содержание, как и на содержание осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы.
Ускоренный порядок приведения в исполнение смертного приговора влечет увеличение числа судебных ошибок и нарушение законных прав лиц, приговоренных к смертной казни, поэтому он не соответствует общим принципам права.
Единственным правильным решением проблемы смертной казни может быть только ее отмена.
Наказание в виде смертной казни для лиц, представляющих повышенную опасность для окружающих, может быть заменено другими мерами наказания (пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный длительный срок) или иными воздействия (необходимая оборона, применение силы при задержании лица, право на применение силы к лицу, совершающему побег из места заключения и др.), поскольку лицо, общественно опасные действия которого были пресечены, может быть изолировано от общества без последующей его смертной казни, а к лицу, общественно опасные действия которого невозможно пресечь без применения к нему опасного насилия, может быть законно применено насилие, создающее непосредственную опасность для его жизни.
В законодательстве России и СССР с первой половины 19-го века до 1954 года (Указ ПВС СССР от 30 апреля 1954г. "Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство") не предусматривалось наказание в виде смертной казни за многие виды квалифицированного убийства. При этом в уголовном законодательстве России до 1917 года не относилось к превышению пределов необходимой обороны применение любого насилия к нападающему, если оно было направлено на защиту чести, здоровья или жизни.
Учитывая вышеизложенное, отмена смертной казни не повлечет роста преступности и будет способствовать дальнейшей либерализации законодательства РФ.
Поэтому необходимо исключение из УК РФ и других законодательных актов РФ все положений о наказании в виде смертной казни.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, экономии мер уголовной репрессии, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, экономия мер уголовной репрессии, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация законодательства РФ.

Решение

Необходимо принятие отдельного указа Президента РФ о моратории на смертную казнь, предусматривающего порядок замены смертной казни другими наказаниями во время действия моратория и другие правила действия моратория, либо о принятии федерального закона о моратории на смертную казнь или об исключении из УК РФ и других законодательных актов РФ положений о наказании в виде смертной казни.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 874 голоса

126

Против решения: 308 голосов

К началу списка инициатив